Кризис среднего возраста

Кризис среднего возраста

Что такое кризис среднего возраста?

Кризис среднего возраста — долговременное эмоциональное состояние, связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте. Это то время, когда человек проходит через период критической самооценки и переоценки того, что было достигнуто в жизни к этому времени.

Кризис среднего возраста также связан с несоответствием между тем чего человек ожидал от жизни и тем что от нее получил, когда многие из возможностей, о которых человек раньше мечтал уже упущены, а наступление собственной старости и смерти оценивается как событие с вполне реальным сроком.

Основные характеристики «кризиса среднего возраста».

Возраст наступления: от 33 до 48 лет.

Продолжительность кризиса: от 3-4 месяцев до 3 лет. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение может наступать в середине периода.

Основные причины: одиночество, физиологическая перестройка организма, финансовые трудности, тяжелая работа, выгорание, профессиональные трудности у супруга, ревность к профессиональной успешности супруга, уход взрослых детей из родительской семьи – синдром опустевшего гнезда.

Симптомы: тревожность, депрессия, скука, непостоянство в отношениях, разрыв отношений, смена партнера.

Однако каждый человек уникален и проживает период кризиса по-своему поскольку у каждого есть свой внутренний мир, свои потребности, ценности, цели и желания, которые придают смысл всему.

Это особый напряженный момент в жизни, кризис среднего возраста опаснее детских кризисов тем, что человек остается со своими проблемами один на один, его может вдруг озарить, живет и действует он до сих пор по чужим правилам, в связи с чем возникает естественное желание поиска себя, собственного пути. Этот период подразумевает масштабную и окончательную переоценку собственных ценностей

Трудность заключается в том, что большинство умных и образованных людей до наступления кризиса даже не подозревают о возможности таких изменений, в связи с чем вступают во вторую половину жизни совершенно неподготовленными.

Факторы, затрудняющие разрешение кризиса:

— проекция кризиса человеком на свое окружение, а не на самого себя,

— страх изменений

Факторы, облегчающие благополучное разрешение кризиса:

— умение быть счастливым, мыслить позитивно,

— найти возможности для творчества,

— найти баланс между мыслями о будущем и жизнью в настоящем, то есть научиться получать удовольствие от настоящего 

Кризис среднего возраста и самоактуализация

Любой психологический кризис, таит в себе и возможности для развития и риски регресса. Успешное прохождение кризиса поможет качественно изменить способ жизнедеятельности и завершиться новым образованием личности – самоактуализацией.

Теорию самоактуализирующейся личности разработал один из основателей гуманистической психологии Абрахам Маслоу, который считал, что самое ценной в психике – это ее самость и стремление к саморазвитию.

Его исследования привели к предположению о том, что существует некая иерархия потребностей в мотивации человека:

— физиологические потребности, это базовые потребности в еде, воде, сне и удовлетворении половых желаний;

— потребности в безопасности, чувство защищенности и стабильности

— потребности принадлежности и любви;

— потребности в уважении, одобрении, признании;

— потребности самоактуализации, личного совершенствования, высший уровень иерархии потребностей и цель развития человека

Пирамида Маслоу

Позже А. Маслоу добавлял еще два уровня потребностей:

— уровень познавательных способностей

— уровень эстетических потребностей

Пирамида А.Маслоу

Говоря о самоактуализирующейся личности, Маслоу выделял, что таким людям присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Как правило такие люди естественны и адекватно воспринимают ситуацию, они сконцентрированы на задаче, а не на себе. В то же время этим людям свойственны не только принятие других, открытость и контактность, но и зависимость от окружающей их среды и культуры.

Важно понимать, что достичь самоактулизации просто следуя советам так называемых экспертов невозможно, ведь каждый человека должен сознательно выбрать собственный путь своего совершенствования, стремясь стать, кем он может быть в жизни.

Следует отметить, что когнитивные особенности человека играют значительную роль в избежание кризиса среднего возраста, например, людям, которые спокойно относятся к достижению середины жизни, удалось выявить некое психологическое качество или когнитивную способность схожею с мудростью.

Немецкий психолог Пол Балтес, занимавшийся ориентацией человеческого развития и психологией старения, дает определение мудрого человека, как обладающего обширными фактуальными и процедурными знаниями, умеющего оценивать события и информацию в более широком контексте и способного справляться с неопределенностью. Несмотря на то, что когнитивные процессы у человека средних лет могут протекать медленней, чем у молодого человека, эффективность его мышления все же выше.

Другой известный американский исследователь Дэвид Фезерман, член научного Совета по исследованиям в области социальных наук, говоря о мудрости в перспективе жизненного пути человека, пишет:

«Мудрость приходит к человеку не в 6 и не в 18 лет. Может пройти немало времени, прежде чем все ее компоненты будут, собраны вoeдино».

Время ее появления указывает на то, что в зрелом возрасте мы получаем новый импульс – новый способ понимания жизни, более ориентированный на служение людям.

Таким образом, главная особенности периода средней взрослости может быть определена как достижение человеком состояния мудрости, при этом внутренняя гармония и удовлетворение своей жизнью в настоящий момент позволить человеку понять, в чем его предназначение и его смысл жизни.